Вице-президент и Директор Технологической Дирекции «ТрансКредитБанка» Денис Владимирович Сотин рассказал про процесс интеграции “ТранcКредитБанка” с группой ВТБ и ответил на вопросы портала «Новости банков» (MyFins.Ru).

— Процесс интеграции IT-инфраструктуры ТранcКредитБанка с группой ВТБ начался в 2011 году и должен завершиться юридическим присоединением к ВТБ24. Насколько успешно проходит процесс интеграции и с какими незапланированными трудностями пришлось столкнуться?
— На данном этапе процесс идет успешно. В данный момент все задачи реализуются по плану. В частности, была обеспечена продажа продуктов ВТБ24 через удаленные рабочие места в сети ТрансКредитБанка (ТКБ), реализована технология гашения кредитов ВТБ24 с зарплатных счетов в ТКБ, отработан механизм функционирования единого клиентского справочника и т.д.
Кроме того, в различной степени анализа и реализации находится несколько десятков экспертиз по различным вопросам интеграции, как к моменту присоединения ТрансКредитБанка к ВТБ24 (юридическое присоединение ТКБ к ВТБ24 состоится в ноябре 2013 год), так и при последующей трансформации филиальной сети.
Безусловно, определенные сложности возникают, поскольку идет процесс интеграции двух достаточно различных банков с различными ИТ-ландшафтами, при этом необходимо учитывать также интересы крупных клиентов ТКБ, в первую очередь – РЖД и его дочерних компаний.
Однако, все вопросы удается оперативно и эффективно решать за счет достаточно слаженной командной работы ИТ-специалистов двух банков. Главное сейчас – четко определить приоритеты и сконцентрироваться на решении необходимых для обеспечения присоединения банков технологических задач.
— От каких используемых сейчас систем и решений пришлось отказаться в процессе объединения?
— На данном этапе мы пока не отказываемся от систем. Процесс отказа от использования начнется в дату присоединения. В частности, на решения ВТБ 24 будет полностью переведен кадровый учет ТКБ. Большинство остальных систем будут постепенно выбывать в процессе трансформации филиальной сети, а также по мере “дожития” продуктов экс-ТКБ.
В то же время, часть систем и доработок, вероятно, сохранится в общем ИТ-ландшафте объединенного банка. Это касается централизованной системы ДБО клиентов-юридических лиц ТКБ, ряда наработок по формированию регуляторной и управленческой отчетности, инструментария для учета нематериальных активов и так далее.
— Используется ли IT-аутсорсинг в ТранcКредитБанке и если да, то какие преимущества он дает?
— В банке достаточно немного собственной разработки, большинство доработок основных систем банка реализуется поставщиками решений. Это также можно рассматривать в качестве одной из форм ИТ-аутсорсинга.
Данный подход позволяет банку избежать лишних расходов на содержание собственной команды разработчиков, а также обеспечить более промышленный подход к процессу создания изменений информационных систем, их документирования, приемки результатов разработки в эксплуатацию, повысить ответственность разработчиков.
В то же время, собственная разработка в ряде случаев является достаточно эффективной и более гибкой, однако на текущем этапе жизни банка, в условиях необходимости сохранения ИТ-персонала на текущем уровне, аутсорсинг все-таки предпочтительнее.
Кроме того, с конца прошлого года банком реализуется проект аутсорсинга по обеспечению бесперебойной работы всего парка оборудования факсов и принтеров. В данном случае преимущества понятны – это сокращение операционных издержек и повышение качества управления процессом печати в банке.
— Как высокие технологии помогают банку развивать розничный бизнес? Чего ждать клиентам-физическим лицам после объединения банков?
— Я бы отметил, что розничные банки в наибольшей степени требовательны к использованию новых технологий. Поскольку розница – достаточно динамично развивающийся сегмент, а конкуренция в этом сегменте более чем высока.
Поэтому использование новых, эффективных технологий, направленных как на предоставление новых сервисов клиентов, так и на повышение надежности используемых систем и непрерывности предоставления тех или иных сервисов, более чем востребованно.
Речь идет о CRМ-технологиях, технологиях дистанционного обслуживания, технологиях, позволяющих обеспечить высокие пиковые нагрузки на используемые системы и т.д. В результате объединения банков стоит ожидать только положительной синергии знаний и технологий двух банков.
Уже сейчас ведется работа по обеспечению максимально комфортного перехода клиентов ТКБ к продуктам и сервисам ВТБ24, сохранению имеющихся сервисов ТКБ и развитию дополнительных возможностей для объединенной клиентской базы.
— Дальнейшие планы по развитию ТрансКредитБанка в 2013 году и ваши прогнозы по банковскому сектору в России?
— Основная задача – обеспечение присоединения банка к ВТБ-24. На это отвлекаются значительные организационные и технологические ресурсы. Однако, при этом, не уходит с повестки дня вопрос дальнейшего наращивания объемов бизнеса, в первую очередь, разумеется, розничного, учитывая завершающийся процесс перевода обслуживания крупных корпоративных клиентов, включая РЖД, в ВТБ.
Что касается развития банковского сектора в России, то, на мой взгляд, продолжится процесс дальнейшего укрупнения банковских структур, создания более мощных банковских институтов. На мой взгляд, это объективный процесс, и в конечном итоге он идет на пользу конечному потребителю банковских услуг.
К тому же, крупным банковским структурам объективно проще инвестировать значительные средства в развитие, в том числе – в развитие технологий и обеспечивать большую эффективность этих инвестированных средств.