Генеральный директор микрофинансовой компании «МигКредит» Лора Файнзильберг ответила на вопросы портала «Новости банков» (MyFins.Ru) и рассказала про новые кредитные предложения компании и развитие рынка микрофинансов в России.

— Компания «МигКредит» недавно открыла офисы в Твери, Ижевске, Коломне, Ставрополе и Ногинске. В каких городах стоит ожидать появления новых офисов «МигКредит»?
— За два неполных года работы «МигКредит» на рынке микрофинансирования компания сумела построить широкую сеть филиалов в России. С учетом новых клиентских офисов собственная розничная сеть компании на сегодняшний день насчитывает 93 точки выдач микрозаймов. Общее количество точек продаж «МигКредит», включая салоны компании-партнера «Евросеть», насчитывает 623 офиса.
Мы намерены сохранить этот темп регионального развития в 2013 году, предоставляя возможность цивилизованного небанковского кредитования для все большего числа жителей страны. Так, новые офисы компания планирует открыть в ближайшее время в Сочи и станице Каневской Краснодарского края, Харабали Астраханской области, Домодедово, Дмитрове, Серпухове Московской области, в городе Владимир, Орел, а также в Сызрани Самарской области.
— Весной «МигКредит» поменял возрастные условия выдачи займов и стал выдавать микрозаймы молодежи и пенсионерам. Охотно ли они пользуются такой возможностью?
— Решение об упрощении правил предоставления займов, включающее значительное увеличение возрастного диапазона для заемщиков было принято не случайно. «МигКредит» провела серьезный анализ базы заявок на заем за последний год, досконально исследовала опыт западных микрофинансовых организаций.
В итоге нам удалось снизить возрастной порог, при котором заемщик может получить заем, до 21 года вместо прежних 23 лет, а также полностью ликвидировать верхнюю возрастную планку, которая ранее ограничивала возможность получения займа людям, достигшим 72 лет.
Снижение возрастного порога получения займа обусловлено оптимизацией скоринговой модели с новым алгоритмом, минимизирующим риски по заемщикам в возрастном диапазоне 21-25 лет.
Изменения были, прежде всего, рассчитаны на молодых заемщиков. Молодые россияне – наиболее мобильный, гибкий, интересующийся финансовым рынком, а также настроенный на потребление слой общества. Порядка 6,5% заявок на займ через интернет мы получаем от молодых людей в возрасте 21-23 лет.
Наши исследования показали устойчивый тренд к снижению рисков в этом возрастном сегменте, поэтому мы рады предложить свои микрофинансовые продукты для новой активной аудитории.
— Есть ли какие-то новые предложения или условия обслуживания для клиентов, которые уже брали и своевременно гасили кредиты компании?
— «МигКредит» постоянно оптимизирует продуктовую линейку, в том числе, предложения для так называемых «лояльных клиентов», т.е. тех, кто воспользовался услугами компании два раза и более при условии успешного и своевременного погашения займов.
Совсем недавно мы увеличили максимальную сумму, которую может получить лояльных клиент до 70000 рублей. Мы также увеличили максимальный срок погашения займа до 36 недель и уменьшили размер комиссии для самых надежных заемщиков на 15%.
Чуть забегаю вперед могу сказать, что совсем скоро мы запустим новую интересную акцию для лояльных клиентов компании, которых с каждым месяцем становится все больше в «МигКредит» – уже сегодня в ежемесячном исчислении доля лояльных займов составляет более 50% от общего числа профинансированных микрокредитов компании.
— Стоит ли ожидать новых кредитных продуктов от компании в 2013 году? Например, с бОльшим сроком погашения или большей суммой по размеру займа?
— Мы считаем, что в настоящее время компания предлагает продукты, полностью отвечающие потребностям заемщиков. Наша линейка является наиболее актуальной и сбалансированной на рынке микрофинансирования России. Это касается как payday loans (так называемые займы до зарплаты с единоразовым погашением), так и cash loans («длинные» займы с постепенным погашением).
Тем не менее, мы постоянно мониторим рыночную ситуацию, изучаем иностранный опыт, и не исключаем оптимизации продуктовой линейки. Нужно понимать, что увеличение срока погашения, предложения большей суммы займа, а также снижение комиссии по займам зависят, в первую очередь, от рисков и средней «температуры» кредитно-финансовой отрасли страны, которая далеко не в последнюю очередь зависит от регуляторов и законодателей.
— Какие города или области России лидируют по числу заемщиков и где люди охотнее всего берут микрозаймы?
— Больше всего заявок на получение займа приходит из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Екатеринбурга и Челябинска. Однако ТОП5 городов по профинансированным займам следующий: Москва, Уфа, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Самара. Эти города генерят в общей сложности почти 40% всех займов компании.
Данный факт легко объяснить тем, что перечисленные города являются «миллионниками», обладают развитой, в том числе, кредитно-финансовой инфраструктурой, население крупных городов более финансового грамотно, нежели в глубинке.
Тем не менее, «МигКредит» продолжает развитие не только в больших городах, мы стараемся открывать представительства и в небольших населенных пунктах – именно там в ближайшем 2014 году мы видим драйвер роста микрокредитования.
— Охотно ли клиенты пользуются возможностью оформить микрозайм через интернет?
— Интернет является одним из важнейших каналов привлечения клиентов в бизнес-модели «МигКредит». Через «всемирную сеть» к нам поступает более 40% всех заявок на заем, которые достаточно неплохо конвертируются в уже профинансированные займы – 35% доля интернет-канала привлечения в общем количестве выданных компанией микрокредитов. И доля этого канала постоянно увеличивается вместе с увеличением проникновения интернета в России.
Многие компании возлагают большие надежды на дистанционные выдачи микрозаймов без посещения клиентов офиса компании, без встречи с финансовым консультантом. Однако пока не сформировалась эффективная бизнес модель онлайн выдач займов и кредитов в России.
Главным препятствием к этому выступают все те же повышенные риски, оптимизировать которые пока не удалось ни одной финансово-кредитной организации в своей скоринговой модели.
В настоящее время эффективность проекта онлайн выдач займов мы оцениваем скептически. Визуальный контакт и анализ заемщика, который мы применяем в «МигКредит» зачастую позволяет выявить потенциального мошенника или же человека, который не вполне адекватно оценивает свои финансовые возможности, фактически не представляет, из каких источников он будет погашать заем. Высокое качество скоринговой модели «МигКредит» дополняется профессионализмом наших финансовых консультантов.
— Какие есть дальнейшие планы по развитию компании в 2013 году и ваши прогнозы по сектору микрокредитования в России?
— Микрофинансовый рынок в 2013 году и далее ожидает активный рост. По разным оценкам объем рынка микрофинансирования в РФ составляет 300-350 млрд рублей, сегодня спрос населения в микрозаймах удовлетворен не более чем на 20%. Рост рынка в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил порядка 45-50%. Такие темпы развития по нашей экспертной оценке сохранятся и по итогам 2013 года.
Не смотря на появление множества новых небольших МФО в 2012 году драйверами роста отрасли остаются крупные игроки – 5-7 компаний, на которые приходиться не менее 50% рынка. «Мигкредит» входит в число этих компаний, значительно увеличивая темпы роста в 2013 году.
Что касается регионального развития, то за 5 месяцев текущего года было открыто 33 клиентских центра компании. Планируемое увеличение размера портфеля микрозаймов – более 5 млрд рублей по итогам 2013 года. Также «МигКредит» ожидает увеличение количества профинансированных займов до 200 000 по итогам текущего года.
Мы также планомерно снижаем уровень просроченной задолженности. По итогам 2013 года компания планирует снизить на несколько пунктов текущий показатель – 18%. На конец 2012 года уровень просрочки в компании составил 20%, что, тем не менее, ниже среднерыночного показателя, который, при незначительных колебаний от месяца к месяцу, уже около года держится на уровне 25%, а у части игроков превышает 40%.