Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов ответил на вопросы портала «Новости Банков» и рассказал о рынке микрокредитования и перспективах его развития.

— Весной 2013 года компания «Домашние деньги» сообщила о намерении расширить свое региональное присутствие и разделить региональные представительства на части. Как продвигается этот процесс, где ждать появления новых офисов?
— Специфика нашего бизнеса — это не региональные офисы, а развитая агентская сеть. Таким образом, говорить об открытии новых офисов – это не совсем корректно. Что касается нашего регионального присутствия, то к началу 2014 года наши агенты работают в 51 регионе России, в прошлом году было открыто региональное представительство в Кемерово. Для «Домашних денег» широкая региональная агентская сеть (391 город, 2630 населенных пунктов) — это ключевое преимущество, благодаря которому компания является лидером микрокредитования и имеет возможность обслуживать большее количество клиентов. В 2014 году мы планируем увеличить нашу агентскую сеть вдвое.
— В прошлом году «Домашние деньги» и SAS Россия/СНГ представили результаты первого в России исследования «Портрет микрофинансового заемщика» за 2012 год. Очень интересное исследование, отличаются ли новые данные от результатов исследования прошлого года?
— Женщины активнее мужчин пользуются услугами МФО, а также чаще берут повторные займы. Более 50% людей берут в среднем 26000 рублей на срок один год. Основные цели – ремонт, семейные события и торжества, отпуск, бытовые покупки, покупка одежды, мебели. Правда, стоит отметить еще одну интересную цель, ставшую популярной именно в минувшем году, – это покупка породистых животных. Нам интересно следить, как видоизменяется портрет нашего клиента. Это позволяет нам совершенствоваться, предлагать новые условия.
— Микрофинансовые организации позволяют взять займ с плохой кредитной историей. Много ли у вас обращений за финансовой помощью среди граждан с плохой кредитной историей и насколько дисциплинированны они в погашении микрозаймов?
— Нужно понимать, что МФО не выдают микрозаймы всем подряд, просто скоринговые модели микрофинансистов несколько иные, нежели у классических банковских систем. В то же время в рамках экспресс-кредитования банковский сектор принимает решение он-лайн, что предполагает использование исключительно скоринговых систем и дополнительных информационных массивов, аналогичные процедуры используют крупнейшие МФО. Компания «Домашние деньги», являясь лидером на рынке МФО, использует все передовые технологии банковского сектора, скорректированные под более рисковый сегмент населения.
Специфика нашей работы — это агентская сеть. Персональный менеджер приходит к клиенту на дом и имеет возможность осуществить визуальный скоринг на платежеспособность клиента (у банков нет такой возможности). Кроме того, агент работает в 15 минутах от своего места проживания, это также добавляет социальный момент при возврате денег.
Также важно отметить, что более 50% заемщиков не имеют кредитной истории или она испорчена: чем меньше населенный пункт, тем доля людей без кредитной истории выше. Платежеспособность от негативной кредитной истории, безусловно, зависит, но корреляция существенно ниже, нежели в банках.
— Планирует ли компания предложить новые продукты или условия обслуживания для клиентов, которые уже брали и своевременно гасили микрокредиты в компании?
Конечно. Мы ценим то, что клиент, как и мы, добросовестно исполняет свои обязательства. Таким заемщикам мы предлагаем взять следующий займ на лучших условиях и на большую сумму. В среднем, по нашей статистике, каждый второй клиент обращается в нашу компанию повторно. Чем меньше город, где живут наши клиенты, тем больше повторных обращений. В небольших городах за повторным кредитом обращаются 9 из 10 клиентов.
— Какие города или области России лидируют по числу микрофинансовых заемщиков и где люди охотнее всего берут микрозаймы?
— Урал и Сибирь имеют большой потенциал развития с точки зрения микрофинансирования.
— Охотно ли клиенты пользуются возможностью оформить микрозаймы через интернет?
— На сегодняшний день 40% заявок на микрозаймы «Домашних денег» оформляются через Интернет, и с ростом его проникновения в регионы этот процент будет неуклонно расти. С другой стороны, услуги микрофинансирования сейчас очень востребованы в небольших городах, где мы сейчас активно развиваемся, а там пока говорить об активном использовании Интернета не приходится. Несомненно, активность государства – реализация федеральной программы по предоставлению Интернета по всей России, — это основной катализатор роста онлайн заявок.
— Какие есть дальнейшие планы по развитию компании «Домашние деньги» в 2014 году и каковы ваши прогнозы по сектору микрокредитования в России?
— Наши планы в 2014 году — это рост агентской сети в 2 раза. «Домашние деньги» работают в 51 регионе, и наша цель – сделать микрозаймы доступными для жителей небольших городов, с населением от 10000 и выше. По нашим оценкам, емкость рынка составляет 350 млрд рублей, причем насыщение наступит не раньше конца 2016 года. На 2014 год мы прогнозируем рост 75-100%.