Генеральный директор микрофинансовой компании «Займо» Евгений Ждановских в интервью сайту «Новости Банков» рассказал о краткосрочных онлайн-займах и об особенностях работы микрофинансовых организаций.

— Компания «Займо» работает в России с 2013 года. Каких успехов удалось достичь к сегодняшнему дню?
— Российская микрофинансовая организация «Займо» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации с 2013 года. «Займо» отличает собственная инновационная технология скоринга в сфере финансовых услуг. При оценке каждой заявки клиентов на получение займа скоринговая система Zaimo за считанные минуты обрабатывает до 15 000 переменных, представляющих собой поведенческую информацию клиента в сети, метаинформацию и личную информацию, которую предоставляет о себе клиент.
За 2,5 года работы компания стала узнаваемой в сфере выдачи краткосрочных займов онлайн. Вот таких успехов мы достигли за это время. На 01.01.2015 величина активов компании составила 201,9 млн рублей, а размер капитала и резервов — 159,2 млн рублей. В 2014 году компания находилась на 21-ом месте по размеру портфеля МФО согласно рэнкингу RAEX («Эксперт РА»).
Объём выданных компанией займов в 2014 году составил 288 млн рублей, чистый убыток за прошлый год составил 0,5 млн рублей. В мае 2015 года рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») присвоило нашей компании рейтинг надежности на уровне A.mfi «Высокий уровень надежности». Прогноз по рейтингу «позитивный», что означает высокую вероятность повышения рейтинга в среднесрочной перспективе.
— В чем преимущества выдачи микрозаймов на банковскую карту?
— Основное преимущество — это простой и быстрый способ перевода денег клиенту.
— Планируете ли вы выводить на рынок новые услуги или продукты?
— В январе 2015 году мы вывели на рынок наш инвестиционный продукт — займы от физических лиц. На данный момент мы принимаем рублевые вложения от физических лиц под 24-33% годовых. Это очень хорошая доходная процентная ставка. Во второй половине 2015 года мы планируем запуск нового продукта — потребительских займов с возможностью погашения в рассрочку. Преимуществом такого проекта будет больший размер займа и более низкий процент по нему.
— Какие города и регионы России лидируют по числу микрофинансовых заемщиков и где люди охотнее всего берут микрозаймы?
— Компания «Займо» успешно работает на рынке краткосрочных займов онлайн. По данным нашего портфеля типичный заемщик Займо — это преимущественно житель города-миллионника (Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Пермь, Челябинск, Казань и др.) со средним или неполным высшим образованием.
— Различные компании и банки предоставляют клиентам возможность узнать свою кредитную историю. Планируете ли вы оказывать подобную услугу?
— Кредитную историю можно бесплатно узнать у бюро кредитных историй, так как именно туда стекаются данные по всем кредитам и займам. Однако наша компания помогает улучшить кредитную историю. Для улучшения кредитной истории мы советуем последовательно оформить и своевременно погасить у нас в компании не один, а несколько займов. Информацию по своевременному возврату нескольких займов и по тому, что клиент своевременно подходили к своим кредитным обязательствам, мы передадим в Бюро кредитных историй и она отобразиться в его личной кредитной истории.
— Какие суммы микрозаймов и сроки погашения наиболее востребованы среди клиентов?
— В основном клиенты оформляют займы на сумму около 9000 рублей на 2-3 недели.
— Микрофинансовые организации позволяют взять займ с плохой кредитной историей. Много ли у вас обращений за финансовой помощью среди граждан с плохой кредитной историей и насколько дисциплинированны они в погашении микрозаймов?
— Важно отметить, что банки и микрофинансовые организации по-разному относятся к просрочкам клиентов. Например, банк никогда не выдаст кредит тому заемщику, у которого когда-либо была просрочка больше 90 дней. МФО, напротив, смотрят на актуальные данные. Если у клиента, скажем, была просрочка больше 90 дней несколько лет назад, но в последние годы он был дисциплинированным заемщиком, то микрофинансовые организации с радостью будут с ним сотрудничать.
У нас есть заемщики, у которых в прошлом была испорчена кредитная история, однако на данный момент они в сроки исполняют все свои кредитные обязательства. Однако, если, скажем, мы видим наличие нескольких негативных факторов в кредитной истории клиента, например, наличие текущей просроченной задолженности, а также имеющиеся просрочки по кредитам и займам в прошлом, то мы чаще всего отказываем таким клиентам в предоставлении займа.
— Работаете ли вы с клиентами из Крыма и Севастополя?
— Да, мы работаем по всей территории Российской Федерации.Все заявки заполняются онлайн на сайте компании.
— Проводит ли компания «Займо» акции и конкурсы для своих потенциальных и текущих клиентов?
— Мы регулярно проводим сезонные и праздничные акции для наших клиентов. Клиенты получают от нас уведомления по электронной почте, а также мы размещаем всю информацию в социальных сетях и на сайте. Нашей постоянной акцией является «Пригласи друга». Каждый посетитель сайта (для этого не обязательно быть клиентом нашей компании) может пригласить своих друзей воспользоваться услугами Займо и получить за это бонус.
— Кто чаще всего обращается за микрозаймами и какая категория заемщиков считается более надежной?
— Доля мужчин и женщин, которые обращаются за займом, у нас примерно одинакова. Заработная плата наших клиентов — преимущественно до 33 000 рублей. Возраст порядка 38% наших клиентов от 18 до 30 лет, 27% — от 30 до 45 лет. Женщины являются наиболее надежными заемщиками.
— Что изменилось на рынке микрокредитования России за последние 2 года?
— Самыми значимыми событиями для нас стали: 1. Переход функций регулирования деятельности МФО к Центральному Банку. 2. Ограничение полной стоимости займа. 3. Решение постепенного создания резервов на возможные потери по займам. Эти решения задали новый тон качественному развитию рынка микрофинансирования в России.
— Какие дальнейшие планы по развитию компании «Займо» в 2015 году и ваши прогнозы по сектору микрофинансов в России?
— На данный момент мы наблюдаем две основные тенденции на рынке МФО — микрофинансовый бизнес постепенно переходит в онлайн, так как на этом можно существенно сократить издержки, а также увеличить размер потребительских займов, потому что в этом есть потребность населения. Мы ориентируемся на долю онлайн-займов в районе 20-25% по итогам 2015 года.