В настоящее время в России обсуждается второй этап инвестиционных квот программы «квоты под киль». За четыре года ее реализации пока говорить о больших успехах не приходится. Судите сами, в ее рамках должны построить 53 рыболовецких судна. Под это судостроители набрали кредитов на 172 миллиарда рублей. Но за четыре года с момента старта возвели только 5, ещё 26 строится. Одним из тех, кто взял на себя много заказов является судостроительный завод «Пелла» (город Отрадное, Ленинградская область), однако и у него есть сложности. Это доказывается трагедией, которая произошла в конце марта. Напомним, что тогда морозильный траулер «Скорпион», который еще не был сдан заказчику в лице мурманской ГК «ФЭСТ», завалился на бок, погибло два человека. Теперь заказчик отказывается принимать корабль — попавшая внутрь вода могла повредить дорогостоящее оборудование. Об этом пишет «Комсомольская правда».
Авария на заводе «Пелла» повлекла колоссальные финансовые потери для заказчика «Скорпиона». Мало того, что строительство траулера затянулось, судно должно было выйти на промысел еще в 2020 году и теперь, похоже, не выйдет никогда, так теперь ГК «ФЭСТ» лишилась квот, под которые и брала кредиты на строительство новых судов. Речь идет о десятках миллионов долларов убытков.
ЧП на «Пелле» обнажило серьезную проблему в целом в судостроительной отрасли — корабелы набрали заказов на 172 млрд рублей, но не могут с ними справиться. Очень много просрочек сроков сдачи траулеров. Как сообщил на прошлогодней встрече (ред.- состоялась 19 октября 2020 года) с президентом России Владимиром Путиным глава Росрыболовства Илья Шестаков, отставание — от 6 месяцев до двух лет. И ключевая проблема верфей в этом плане – это неустойчивое финансовое положение. Они закредитованы, имеют задолженности по кредитам и поэтому деньги рыбаков тут же уходят на латание финансовых дыр корабелов. У них просто не остается средств на то, чтобы нормально наладить процесс строительства. Кстати, многие рыбаки еще на старте проекта «квот под киль» высказывали сомнения в том, что наши судоверфи смогут построить столько судов – им не хватает ни опыта, ни мощностей. Что ж, опасения подтвердились.
Кроме того, за проблемами в судостроении кроется еще одна проблема — отсутствие судоремонтной базы в России. Согласно данным Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса сегодня — это всего 30 предприятий, которые способны обеспечить не более 15% потребностей в судоремонте. Некоторые лоббисты предлагают вновь отдавать инвестиционные квоты под строительство гигантских траулеров. Однако было бы правильнее сделать выбор в пользу возведения рыбоперерабатывающих заводов (под это государство тоже выделяет квоты). И тут дела обстоят куда лучше: из 25 предусмотренных программой заводов 22 уже построены.