Проанализировав запланированные в Санкт-Петербурге проекты по развитию транспортной инфраструктуры, источники СМИ сошлись во мнении, что в Смольном зачастую не могут грамотно оценить окупаемость инвестиций.
В числе текущих планов городской администрации – строительство первой очереди Широтной магистрали, реконструкция Зеленогорского шоссе, новая развязка ЗСД в районе Шкиперского протока и модернизация дорожной сети в Кронштадте. Также чиновники намерены ускорить развитие метрополитена.
Из-за нехватки средств в городском бюджете Смольный вынужден обращаться к федеральному центру. Чиновники уже подали заявку в Министерство транспорта на получение 208,4 млрд рублей в кредит под 3% на 15 лет. Также в качестве инвесторов готовы выступить «Евразийский банк развития», ВТБ и другие крупные кредитные организации.
Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева считает, что городу вполне по силам выплачивать и обслуживать госдолг.
«Финансовая устойчивость города оценивается как высокая, долговая нагрузка находится на уровне около 14% к налоговым и неналоговым доходам. Расходы по обслуживанию долга не оказывают давления на бюджет», — указала эксперт.
Однако гендиректор инвестгруппы «РВМ Капитал» Феликс Блинов отмечает, что привлекать частные инвестиции все же предпочтительнее. В данном случае инвестор снижает расходы на строительство и для конечного потребителя стоимость услуг также снижается, тогда как при бюджетном финансировании затраты потенциально ложатся на плечи пользователя услуги.
Проблема в том, что в правительстве города не могут грамотно организовать работу с частными инвесторами и оценить окупаемость отдельных проектов.
«Вопрос всех кредитов в том, что это всё равно кредиты. И выбирать проекты надо не по принципу «это давно надо было», а по принципу окупаемости инвестиций. У нас же очень плохо умеют просчитывать последствия <…>», — цитирует собственный источник «Деловой Петербург».
За привлечение инвестиций в администрации города отвечает соответствующий комитет под управлением Романа Голованова и кураторством вице-губернатора Максима Соколова. Показателем низкой эффективности работы чиновников стал свежий рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности, в котором Петербург занял лишь восьмое место, хотя ранее стабильно входил в «пятерку» лидеров.
В издании «Новый день» полагают, что ситуация стала следствием бюрократии, отсутствия общей стратегии и безынициативности по инвестпредложениям в профильном комитете Смольного.
В сложившейся ситуации напрашиваются кадровые перестановки в Коминвесте, о чем ранее писали СМИ. В противном случае частные инвесторы постепенно перестанут сотрудничать с городом, а бюджетные средства пойдут на обслуживание госдолга.