Редакция РБК+ изучила последние тренды транспортной отрасли и поговорила с ее представителями
Аналитики Data Insight подсчитали, что только за первые три месяца локдауна в 2020 году более 10 млн человек начали делать покупки онлайн. И, следовательно, столько же обратились к услугам доставки. Логистика стала неотъемлемой частью повседневной жизни не только для потребителей, но и для бизнеса. И чем быстрее и качественнее сервисы, которые оказывают перевозчики, — тем устойчивее их положение на рынке.
Поднять услуги на нужную планку качества компаниям помогает IT-сфера. Здесь можно перечислить множество новых инструментов, которые появились на рынке относительно недавно и стали максимально активно использоваться именно в период пандемии. Это, например, модели оптимизации логистической сети (network design models), имитационные модели логистической инфраструктуры (склады, терминалы) и операций, платформы цифровой цепочки поставок (connected supply chain) и т.д.
По мнению генерального директора ГК «Деловые Линии» Фарида Мадани, особое внимание в пандемию уделялось переводу в онлайн большинства операций с клиентами.
«Мы оперативно запустили ряд цифровых сервисов — изменение данных в заказе онлайн по номеру телефона, отслеживание движения машины с адресной доставкой на карте, возможность оперативно связаться с менеджером по видеозвонку, получать персональную отчетность по сохранности грузов. Все это позволило клиентам комфортно решать логистические задачи, оставаясь на самоизоляции», — отметил эксперт.
«Деловые Линии» смогли автоматизировать более половины всех процессов, связанных с организацией доставки: системы управления транспортом Transportation Management System (TMS) и складами Warehouse Management System (WMS).
«Только внедренная система планирования городской автодоставки позволила на 25% сократить простой машин и на 10% — транспортные расходы. Теперь логист города-миллионника корректирует не более 10-15% рейсов, затрачивая на это до 20 минут рабочего времени ежедневно», — сообщил Фарид Мадани.
В AliExpresss в России отмечают, что рост российского рынка e-commerce и нагрузка на логистику стали причиной разработки локальных решений. Это помогает быстрее отвечать на запросы покупателей и решать возникающие временами проблемы, уверены в компании.
В дальнейшем, считают в PricewaterhouseCoopers (PwC) в России, значительный потенциал имеют две технологии — цифровые двойники и платформы цифровой цепочки поставок. Многие перевозчики уже используют эти инструменты, в том числе «Деловые Линии» и другие крупные транспортные операторы.