Отрицательные отзывы в Сети с определенного момента получили институциональную основу – начали массово создаваться многочисленные сайты, которые пестрят негативом в отношении тех или иных компаний, предприятий, магазинов и т.д. Сооснователь рекламного агентства AMP, блогер и маркетолог Михаил Фадеев говорит, что негативные отзывы в Сети оцениваются следующим образом: примитивные тексты оцениваются в 20 руб., а за отзывы с творческим подходом, авторской обработкой люди получают по 500-600 руб. за штуку, пишет «Новая газета».
И сегодня не похоже, чтобы этот процесс сворачивался – площадок, размещающих негативные отзывы, становится все больше. Да и недостатка в желающих воспользоваться их услугами нет – чем не способ «притопить» конкурента? Фадеев делится статистическими данными по своему агентству: общий рекламный бюджет в 20-50 млн в год содержит лишь 10-15% позитивных отзывов потребителей.
То есть в Сети появляется огромное количество отзывов, не имеющих ничего общего с реальностью. Причина их появления – стремление заказчика насолить конкуренту. Лица, берущиеся за такую работу, зачастую не имеют особого представления о предмете.
Кто же становится основной целью «черного маркетинга»? В первую очередь, это конечно онлайн-магазины – конкуренция за клиента в этом сегменте очень высокая. Страдают также компании средних размеров (недвижимость, обучение, финансы), так как они генерируют более-менее серьезные денежные потоки, что превращает их в лакомый кусок, однако, вместе с тем, у них нет возможностей выстроить полноценную защиту (штат грамотных юристов, административные возможности и т.д.).
По мнению Фадеева, давно следует изменить сложившееся положение вещей. Прежде всего, следует выстроить систему защиты от недобросовестных комментаторов, оставляющих отзывы исключительно за деньги. Например, в прошлом году было анонсировано появление сервиса, привязывающего аккаунты к порталу «Госуслуги». Этот способ идентификации пользователя послужит для многих сдерживающим фактором – не каждый рискнет «открыть лицо» для публикации откровенно заказного, подложного отзыва. Фадеев считает также, что такой подход откроет путь к конструктивному решению проблем.