Если во время пандемии отрасль грузовых перевозок сильно откатилась назад из-за закрытия границ и изменения маршрутов, то сейчас показатели практически пришли в норму. И, что удивительно, это произошло всего за один год – такой смелый сценарий мало кто прогнозировал. Тем не менее, по данным биржи автоперевозок ATI.SU, число заявок на услуги по перевозкам в 2021-м выросло на 46% по сравнению с 2020-м годом. Больше всего, сообщают в ATI.SU, за год подорожали перевозки из Забайкальского (на 94%), Приморского (на 69%), Хабаровского (на 56%) краев и Амурской области (на 43%). А в среднем, по оценкам логистических компаний, рынок вырос от 10 до 50% — в физическом и денежном выражениях за прошлый год.
Достаточно сильно увеличился сегмент межтерминальных перевозок. В группе компаний «Деловые Линии» подчёркивают, что отчасти на тренд влияет расширение онлайн-торговли.
«Уходящий год стал золотым периодом для маркетплейсов — доля e-commerce продолжает увеличиваться, — рассказал газете «Коммерсантъ» гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани.— Кроме того, повысился спрос на доставку промышленных грузов в сегменте B2B, что связано с восстановлением экономики. Существует рост интереса к складской недвижимости в регионах. Если раньше ключевые распределительные центры были сконцентрированы в Москве, то теперь регионы забирают на себя эту функцию».
Кроме того, по словам Мадани, увеличился спрос на аутсорсинг логистики — бизнес хочет снять с себя непрофильную деятельность.
Параллельно с этим положительным трендом, в отрасли наблюдаются и тенденции другого рода. Например, дефицит водителей грузовиков – престиж профессии остался в прошлом, и молодые кадры в сферу идут неохотно. Более того, дорожает топливо и запчасти.
На рост цен повлияли и проблемы в смежных сегментах логистики. «Нестабильная ситуация, связанная с наличием порожних контейнеров и мест на судах во время пандемии, еще больше показала, насколько хрупкой является цепочка поставок от производителя, находящегося на другом конце света, до конечного потребителя,— отмечает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов.— Перевод транспортных потоков на альтернативные мультимодальные маршруты также спровоцировал дополнительный эффект бутылочного горлышка».