Транспортные компании перестраивают процессы под специфику работы маркетплейсов
Согласно данным компании Data Insight и ее отчёту «Интернет-торговля в России 2021», за прошлый год число онлайн-заказов выросло более чем на 100%. Таким образом, объём рынка составил 4,1 трлн рублей, и основной приток обеспечили крупные маркетплейсы. Например, на Wildberries покупатели потратили 413,2 млрд руб., а на Ozon – 197 млрд руб.
Представители малого и среднего бизнес отмечают, что объём заказов, который можно продавать на интернет-площадках, гораздо выше того, что можно сбыть через собственные веб-сайты.
«Второе преимущество — это количество категорий, в которых можно реализовывать товары. Если, например, я торгую одеждой, у меня есть свой сайт, другие каналы рекламы. И, если я решил торговать электроникой, то мне необходимо создать новый сайт, новые рекламные каналы, соответственно, их раскручивать, вкладываться. Это время и деньги. Если я иду на маркетплейс, я очень легко могу выйти одновременно с одеждой, электроникой, с другими группами товаров и делать большие объемы с меньшими вложениями в рекламу. И, конечно, удобно, что многие процессы маркетплейс забирает на себя. Всю работу с клиентами делает сама площадка», – говорит предприниматель Денис Антоньян, развивающий бренд «MLS 883».
При взаимодействии с маркетплейсами большую часть вопросов вызывает, как правило, логистика. Маркетплейсы требуют чёткого соблюдения сроков доставки, особых правил маркировки и упаковки.
По данным ГК «Деловые Линии» (один из крупнейших перевозчиков России), пренебрежение этими правилами приводит к отказам в приемке груза в 35% случаев.
«Есть несколько видов типовых ошибок, которые приводят к отказу в приеме поставки. Если это ошибки в упаковке, то надо переупаковывать или перекладывать короба на палету. Если ошибки в маркировке — перемаркировать отдельные короба или всю поставку. Ошибки в личном кабинете также могут повлечь за собой отказ в приемке маркетплейсом. Нам удалось настроить свою систему работы, что позволило увеличить скорость обработки и доставки товаров, уменьшить количество отказов в приемке на складах маркетплейсов в 6 раз. И, как следствие, сэкономить клиенту время, ресурсы, средства и поддержать динамику роста продаж», – рассказали в «Деловых Линиях».
Также логисты, которые служат медиаторами в схеме взаимодействия бизнеса и маркетплейсов, стараются совмещать схемы FBM (fulfillment by marketplace) и FBS (fulfillment by seller). В первом случае хранение, комплектацию, упаковку и доставку товаров берёт на себя маркетплейс. А во втором – продажа осуществляется со склада продавца, а товар уходит на склад маркетплейса только после оформления заказа. Умение комбинировать эти схемы служит дополнительным бонусом для транспортных компаний при взаимодействии с компаниями.
