Для того, чтобы обеспечить непрерывную работу предприятия, наследники могут не ждать момента вступления в наследства, а с помощью нотариуса инициировать доверительное управление акциями или долями наследодателя. Это важно не только для будущих наследников, но также для кредиторов и людей, работающих в компании «здесь и сейчас». При этом существует масса нюансов, на которые следует обратить внимание.
«Вводить или не вводить доверительное управление, как согласовывать условия договора, как он будет исполняться и прекращаться — в каждой конкретной ситуации нотариус принимает отдельное решение. На основании документов, проверок и информации, полученной от всех участников и заинтересованных лиц», — отмечает Юлия Харитонова, профессор МГУ, доктор юридических наук и член научно-консультативного Совета при Федеральной нотариальной палате.
Выбор доверительного управляющего зачастую является одним из ключевых вопросов при введении механизма доверительного управления. По закону, в качестве управляющего может быть назначен кто-то из наследников, а может быть назначен так называемый «профессиональный» управляющий.
Как отмечают эксперты, тут важно ориентироваться на критерии предприятия. Например, когда речь идет о недвижимости, участие профессионального управляющего не так принципиально, как для крупного предприятия.
В любом случае, крайне полезным будет конкретизировать требования к фигуре доверительного управляющего наследственным имуществом. А еще лучше, – к банку данных профессиональных управляющих по разным сферам, который не зависит от воли наследников, нотариуса или иных заинтересованных лиц.
«Подобный список мог бы быть определен нормативным актом Правительства или Минюста. Также это может быть отсылка к саморегулируемой организации, которая предоставляет перечень специалистов», — предложил нотариус города Москвы, член комиссии ФНП по методической работе Александр Сагин.
Еще один важный нюанс, на который обратили внимание эксперты, необходимость нотариуса, учредившего доверительное управление, – контролировать деятельность доверительного управляющего. Законодатель отмечает, что проверки должны осуществляться не реже одного раза в два месяца. В отчетах управляющего может содержаться информация о произошедших за период существенных сделках и событиях с имуществом, результатах голосования по ключевым темам.
Насущный практический вопрос — должен ли нотариус каждые два месяца требовать предоставления рыночной стоимости доли ООО, чтобы определить, насколько эффективно управляющий исполняет свои обязанности. По мнению вице-президента МГНП, председателя комиссии ФНП по методической работе Ильи Радченко, предоставлять полноценный отчет с оценкой имущества с такой частотой — избыточно: «Для бизнесов, особенно сложных и крупных, это обернется серьезными расходами. Если это делать по-настоящему, а не на бумажке».
