2.05.2022

Марат Айдагулов: Российский экологический стандарт может стать новым мировым эталоном

Экономист и общественный деятель Марат Айдагулов о необходимости создания отечественного экологического стандарта по аналогии с ESG (https://маратайдагулов.рф/vremya-sobstvennogo-standarta-rossiya-sozdast-analog-esg).

За последние несколько лет в России была проделана большая работа по развитию сообщества компаний, самым тесным образом приближающихся к стандартам ESG («экология, социальная политика и корпоративное управление» — англ. Environmental, Social and CorporateGovernance). Мы видим, что ESG-критерии бизнеса начинают сегодня играть все более серьезную роль при оценке инвестиционной привлекательности компаний. Все больше российских предприятий, в том числе и на уровне малого и среднего бизнеса, осознают важность внедрения ESG-стандартов в свои бизнес-процессы.

За это время в России появилось пять рейтинговых агентств, обладающих правами проводить верификацию зеленых облигаций проектов, а при предоставлении кредитов бизнесу уже треть крупнейших банков России учитывает рейтинг ESG. В ноябре 2021 года Москва заняла первое место в категории «Государственное управление в сфере ESG» европейского рейтинга «Города будущего: индекс ESG-инноваций» и второе место в общем зачете. По данным агентства «Эксперт РА», к февралю 2022 года доля компаний нефинансового сектора РФ, утвердивших ESG-политику и готовых раскрыть информацию о своих результатах в области устойчивого развития, достигла 50%. Всего же за прошлый год российские инвесторы вложили в ESG-облигации свыше $1,9 млрд.

Однако, события последних месяцев явно обнажили целый ряд проблем в действующей мировой «зеленой» повестке, связанных с возможностью введения западными странами односторонних санкций в том числе в сфере высокотехнологичного и экологичногопроизводства – в один момент целый ряд российских компаний лишились возможностей для замены классических энергоносителей на альтернативные, возобновляемые источники энергии, стало недоступным «зеленое» финансирование из-за рубежа. Многие иностранные организации недолго думая отказались сотрудничать с нами в сфере ESG, в частности, ушли такие рейтинговые агентства как GRI («Глобальная инициатива отчетности») и CDP («Проект раскрытия информации о выбросах углерода»), а другие попросту начали исключать российские компании из своих рейтингов. Та же международная система сертификатов «зеленой» энергии I-REC, которые российские компании активно приобретали в последнее время, приостановила работу в России из-за введенных Великобританией санкций.

На этом фоне неминуемо будет подвергается ревизии в целом повестка устойчивого развития, которая до недавнего времени у нас была явно ориентирована именно на западные стандарты. Сейчас это все требует перезагрузки. Сейчас бизнес, финансовые организации внутри страны уже решают в какую сторону и каким образом им двигаться. В частности, по некоторой имеющейся информации, весной в Москве прошло большое собрание «директоров по ESG» из ведущих компаний и структур, которые откровенно растерялись в текущих условиях. Сегодня однозначно уже есть понимание, что РФ нужна собственная альтернатива ESG в современных условиях конфронтации со странами Запада.

При этом ряд аналитиков полагают, что в ближайшее время экологическая повестка в России будет не очень актуальна, так как многим предприятиям приходится на фоне экономических сложностей сокращать инвестиции в зеленую энергетику. В конце марта глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин направил вице-премьеру Виктории Абрамченко обращение с просьбой смягчить некоторые из экологических требований для бизнеса ввиду санкций. Они касаются как действующих нормативов, так и еще не вступивших в силу. В частности, обсуждается идея снизить в несколько раз тарифы за вредные выбросы предприятий в атмосферу в качестве одной из мер поддержки бизнеса, но в Минприроды уже выступили категорически против этого.

С другой стороны, многие крупные российские компании заявили о своей неизменной приверженности принципам устойчивого развития и сохранения запланированных проектов в этой сфере, несмотря на прекращении работы некоторых сертифицирующих систем в области зеленой экономики.

В частности, Норникель заявил о продолжении реализации климатического проекта по прекращению выбросов диоксида серы, а Сбербанк сообщил, что по-прежнему планирует достижение углеродной нейтральности в операционной деятельности к 2030 году. В первую очередь это вызвано закреплением принципов экологической и социальной ответственности в корпоративной культуре топ-менеджеров крупнейших компаний и осознанием, что следование стандартам сегодня позволяют им соответствовать требованиям и ожиданиям регуляторов, а также повышать конкурентоспособность на рынке.

Важно осознать, что нынешняя ситуация как раз открывает для России огромное пространство возможностей для разработки собственных национальных стандартов и сертификации (а это тоже система и экономика). При отсутствии необходимости доказывать свою «ESG-зрелость» западному миру мы можем наконец перейти к планомерной реализации собственных проектов устойчивого развития, которые постепенно будут оформляться на постсоветском пространстве и пространстве дружественных стран и альянсов. Для этого нам в том числе потребуется создание своих внутренних рейтингов устойчивого развития, на которые инвесторы смогут опираться при оценке инвестиционной привлекательности компаний. Направление устойчивого развития может стать для России с ее уникальным природным богатством одной из национальных идей, где основной вектор – это уже страны БРИКС (Китай и Индия, например, которые активно интересуются нашими арктическими энергетическими проектами), страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. По итогам российский экологический стандарт может стать новым мировым эталоном, который бросит символический вызов мировой гегемонии в этой области США и ЕС.

При этом у нас перед глазами есть примеры экологических подходов и стандартов от ведущих «не западных» стран, таких как Китай и Индия. Тема устойчивого развития уже давно стала мейнстримом на азиатском рынке, что в свою очередь может стать еще одной точкой роста для российского влияния в данном регионе. По состоянию на февраль 2022 г. Азия стала вторым после Европы рынком зеленых облигаций (35% от мировых объемов). В частности, для Китая, который очень похож на Россию с точки зрения применения доли угля в сфере энергоресурсов, вопросы экологии вынесены в число приоритетных (с 2016 года правительством поставлена задача сокращения доли угольных мощностей в энергетике до 60%). По заявлению главы Китайской Народной Республики на прошлогоднем Международном климатическом саммите, страна планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году.

В числе основных задач, которые перед собой сегодня ставит КНР – сокращение загрязнения окружающей среды, повышение энергоэффективности, развитие зеленой таксономии и кредитования, специальное регулирование в части раскрытия экологической информации компаний. Так, более половины китайских инвестиций еще в 2020 году пришлось на солнечную, ветровую и гидроэнергетику. В Китае есть национальная стратегия декарбонизации экономики, но в отличие от США и ЕС приоритет китайцы отдают не одному сокращению выбросов парниковых газов, а в общем снижению негативного экологического воздействия от промышленности.

В этом же «зеленом» тренде двигается последнее десятилетие и Индия, в которой в начале года вступила в свою вторую фазу межгосударственная система передачи электроэнергии «Зеленый энергетический коридор», по которому индийские власти рассчитывают увеличение мощностей по производству энергии за счет возобновляемых источников до целевых 500 ГВт к 2030 году. В январе 2022 года крупная индийская компания ACME Solar Holdings начала строительство завода, который сможет перерабатывать водород в «зеленый» аммиак, который считается экологичным видом топлива для морских судов. Также недавно в стране был открыт специальный онлайн-портал «зеленых» вакансий, соединяющий предприятия со специалистами, ищущими работу в секторе возобновляемых источников энергии.

Тем более, как мы видим в России важность развития темы экологии и устойчивого развития, осознается как на государственном уровне, так и на уровне гражданского общества. Так, в марте глава государства по итогам совещания по банковскому сектору поручил правительству совместно с Банком России разработать план по снижению влияния на финрынки от возможного сокращения спроса на активы с EGS-рисками. Минэкономразвития планирует уже в 2023 году запустить в России систему верификации «зеленых» проектов, утвердив тем самым единые нормы нефинансовой отчетности компаний, в том числе для защиты окружающей среды. Планируется, что такая отчетность будет вестись по четырем направлениям: экономическому, экологическому, социальному и управленческому.

В сентябре 2021 г. постановлением Правительства была утверждена национальная таксономия проектов устойчивого развития и критерии системы льготного зеленого финансирования, которая дает возможность субсидирования государством до 90% затрат на выплату купонного дохода по облигациям. В ВЭБ.РФ сформирован Центр зеленого финансирования, который отвечает за формирование системы верификации финансовых инструментов устойчивого развития. Вступил в силу федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов. Также последними распоряжениями правительства РФ до 2035 г. были продлены механизмы поддержки возобновляемой энергетики, и с текущего года вступил закон об обязательной нефинансовой отчетности крупных компаний.

Другое знаковое событие – решение в декабре прошлого года 28 крупнейших российских компаний о создании российского Национального ESG-альянса. По сути сам альянс – это совершенно новая структура, аналогов которой нет в мире, на учредителей которого пришлось порядка 10% российского ВВП.  Сам альянс сформулировал свою миссию как: «содействие переходу к устойчивой модели развития экономики, обеспечивающей сохранение природы, благополучие общества и долгосрочное процветание бизнеса в рамках существующих ограничений природных ресурсов, на основе заинтересованности, сотрудничества и партнёрства всех вовлечённых сторон». В конце января состоялось первое официальное заседание учредителей данного перспективного союза. Сейчас по сути надо только скорректировать его идеологическую повестку (об этом уже говорилось ранее). 

В этом же контексте важно развитие альтернативной правозащитной деятельности в сфере экологии. «Монополия» Greenpeace как организации к объективности, которой за последнее время возникло много вопросов в связи с навязчивым вмешательством в дела суверенных государств, должна уйти в прошлое. В подобной сфере отсутствие плюрализма пагубно. 

В современных условиях свою эффективность должны показать ОП РФ, профильные экологические объединения и организации. На муниципальном, коммунальном уровне в больших городах, а постепенно и по территории всей России, надо поддерживать и поощрять экологическую осознанность и активность граждан, в особенности важно продолжать развивать инфраструктуру для раздельного сбора отходов. Это уже приносит свой результат – из данных Росстата самой быстрорастущей отраслью промпроизводства 2021 года в России стала именно мусорная (отрасль сбора, обработки и утилизации отходов выросла на 35%).  

Масштабная и высокоэффективная реализация природоохранных технологий неминуемо приведет к глобальному формированию нового образа нашей страны, при условии, что в Евразии, в целом, и на нашей территории, в частности, располагаются подлинные сокровища земного шара: озеро Байкал, Эльбрус, вулканы Камчатки, Плато Путорана, горы Алтая, Куршская коса, таежные леса и еще многие тысячи гектаров уникальных территорий. Не следует недооценивать долгосрочные выгоды от подобной стратегии в угоду некоторых представителей российского бизнеса, по старинке использующих в прямом смысле слова «грязные технологии».

В этом плане важную роль также должен сыграть законопроект, подписанный Президентом РФ в конце прошлого года, согласно которому владельцев компаний будут обязаны устранять негативные экологические последствия для окружающей среды, возникшие из-за работы их предприятий, а для этого им неминуемо придется вкладываться в современные системы эко-мониторинга и разработку высокотехнологичного производства. Это еще раз говорит о том, как важно сегодня сохранять понимание, что в конце концов от ставки на экологию и устойчивое развитие через выработку и соблюдение российского экологического стандарта выиграют все, кто заинтересован в развитии и процветании нашей страны.

НСФР предложил банкам выдавать кредиты по трем документам «Сбер» отчитался по РСБУ о рекордной чистой прибыли в 2021 году ЦБ начал предпродажную подготовку банка «Открытие» МВФ выделит $650 млрд для стимулирования мировой экономики Россияне усомнились в эффективности банковских систем безопасности АБР: регулирование экосистем банков может привести к закрытию небольших отделений В России уменьшилась доля просроченных кредитов Банки подключат карты «Мир» к мобильному кошельку Apple Pay Банки договорились с Минцифры о переходе на российский софт Глава Альфа-Банка раскрыл стратегию развития организации до 2024 года Минэкономразвития выступило против продажи банкам единственного жилья заемщиков «Сбер» запустил льготную ипотеку на индивидуальное жилищное строительство Альфа-Банк открыл в Сочи технологичные коворкинги для своих сотрудников Саратовская «Родина» предлагает запретить законом повышать цены на продукты чаще одного раза в год Выставка гетеропереходов Huasun в Абу-Даби: освещение будущего солнечной энергетики  Состоялся визит МСП из России в Цзянся для налаживания торгово-экономического сотрудничества Инвестиция ВЭБ в Компанию О3 принесла свои плоды HAVIT вывел свою продукцию на платформу «М.Видео»  Bybit улучшила функциональность своей карты для пользователей из стран ЕЭЗ  NEOWIZ представила сервис Adventure на своей игровой Web3 платформе Intella X Гуманитарная помощь от фонда «Орион» в ДНР доставлена Ксенией Шойгу?

Новости по теме