Глобальная перестройка логистических маршрутов ознаменовала всю первую половину года и коснулась, пожалуй, всех стран, которые так или иначе задействованы в мировой торговле. Западные санкции остановили поток грузов, который шёл с северо-запада в Россию – и переориентировали практически весь объем на юго-восток. Дальний Восток, Белоруссия, ОАЭ, Турция оказались ключевыми логистическими хабами для России.
«Перераспределение пошло. Заработало турецкое направление. Заработало направление, которое никогда не работало в современной истории, — это северокавказское направление. То есть Чёрное море стали объезжать не по западной стороне, а по восточной. Такого не было никогда, но сейчас это происходит. В Грузии огромные пробки на перевалочных пунктах. Там уже отреагировали повышением цен на транзит грузового транспорта, но это не сдержит грузы. Сейчас активно разрабатывается направление Каспийского моря. Я считаю его одним из самых перспективных для грузопотоков в Россию. Дальний Восток работает достаточно неплохо сейчас — грузы пошли по железной дороге из Владивостока. Для тех, кого устраивает подождать две недели-месяц — в принципе это неплохой вариант», — рассказал генеральный директор ИА Infoline Иван Федяков.
В Белоруссию, рассказывают игроки рынка, грузы приходят из европейских стран – и дальше, до пересечения границы, происходит перецепка или перегрузка товаров с машины европейского перевозчика на российского. Это выходит достаточно долго и дорого – ж/д контейнерные перевозки, к примеру, окажутся для клиента дешевле на 30-40%.
Выгодным вариантом остаётся Турция, через которую и раньше шёл транзитный поток грузов – однако в последние месяцы он стал еще больше.
На турецкой стороне, например, «Деловые Линии», формируют контейнеры, которые везут морем в Новороссийск. Срок транзита составляет 4 дня.
«За последние месяцы спрос на доставку грузов через Турцию вырос в среднем на треть», — отмечают в «Деловых Линиях». Сборный контейнер позволяет максимально оптимизировать загрузку, а значит сделать её дешевле для клиента. Кроме того, он обеспечивает высокую сохранность груза. По данным компании, такая доставка выходит в два раза быстрее и на четверть дешевле, чем существующие сухопутные маршруты.
