Данные авторитетных исследований продемонстрировали, что рост рынка российского ПО из сферы Business Intelligence (BI) в 2022 году составит 10-12%, или даже больше, с учетом активного перехода на отечественные аналоги, который инициирует правительство страны.
Эксперты считают, что в для лидерства в отраслевой конкурентной борьбе компаниям недостаточно обладать большим массивом данных, необходимо иметь инструменты для оперативного анализа всей микро- и макроэкономической информации. Именно эту задачу призваны решить программные продукты класса BI-аналитики.
По прогнозам MarketsandMarkets, общемировой тренд на развитие рынка BI-систем станет причиной того, что к 2025 году его объем достигнет $33,3 млрд. В России дополнительным фактором, стимулирующим этот процесс, станет запланированное правительством сокращение срока перехода на отечественное ПО, которое будет относиться и к частному бизнесу.
Директор департамента управленческого консалтинга компании НОРБИТ (ГК ЛАНИТ) Дмитрий Сысоев подчеркивает, в мировом развитии BI-систем важную роль играет желание заказчиков монетизировать накопленные массивы данных. В последнее время на рынок выходит множество технологий, благодаря которым появляется возможность ускорить обработку данных (например, in-memory). Это ведет к развитию AI- и ML-инструментов, а также упрощает переход от анализа факта к предиктивному и сценарному моделированию.
По словам Дмитрия Сысоева, в настоящее время отечественные разработчики успешно справляются с созданием BI-систем, уровень которых стремится к западным аналогам.
“Сейчас у нас на рынке есть около 40 отечественных решений, часть из них уже вполне можно считать зрелыми и смело предлагать даже самым требовательным клиентам. У других еще слишком мало опыта внедрений, таким проектам еще предстоит лечить “детские болезни”, и не все из них выживут в конкурентной борьбе. Но этот процесс идет, так или иначе все проекты развиваются, и это определенно положительным образом скажется на рынке”, — говорит эксперт.
Директор по продвижению продуктовых решений Goodt (ГК ЛАНИТ) Иван Лихачев подчеркивает влияние ухода зарубежных вендоров на рост востребованности российских BI-решений, а также количества предложений от различных отечественных поставщиков. Однако рынок BI-решений в России сейчас очень молодой, и для преобразования перспективных решений в полноценный рыночный продукт потребуются дополнительные время и инвестиции.
Иван Лихачев заострил внимание на том, что в компании Goodt, помимо развития функциональных возможностей аналитического решения Insight для создания бизнес-приложений на основе большого объема данных, ведется активная работа по его “продуктивизации”: расширяется партнерская сеть, разрабатываются обучающие и маркетинговые материалы и организуются публичные вебинары. Помимо этого, компания нацелена запустить профессиональное комьюнити и предоставить доступ к облачной демоверсии Insight.
Сегодня российский рынок BI представлен пятью основными трендами: импортозамещение, запрос на качественную визуальную составляющую, технологический тренд, связанный со сбором больших объемов данных, использование BI-решений с целью повышения эффективности управления и переход от анализа факта к моделированию будущего. После утверждение списков ПО для дальнейшей интеграции, к началу 2023 года в России произойдет резкое увеличение спроса на услуги интеграторов, которые имеют достаточную экспертизу и лучшие практики, полученные в ходе работы над различными проектами по адаптации базовых решений под нужды конкретных компаний. По мнению Сысоева, наиболее важными станут вопросы совместимости ПО, использования новых операционных систем и баз данных, инструментов визуализации и обработки данных, которые ранее массово не интегрировались друг с другом.
Сейчас наибольший спрос на BI-системы наблюдается в компаниях, чья деятельность тесно связана со сбором и обработкой больших объемов данных: компании финансовой сферы, ритейл, нефтегазовая отрасль, провайдеры логистических услуг и крупные IT-компании. Также BI-решения распространены в государственных ведомствах и аналитических центрах, которые первыми стали внедрять отечественные BI-продукты и выступили референсными клиентами для других индустрий. Основной причиной этого стали регуляторные нормы, обязывающие госведомства отдавать приоритет отечественному ПО в процессе госзакупок.
Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс считает, что важными факторами развития BI-систем являются кадровый потенциал компаний и уровень профессиональных компетенций IT-специалистов. В дополнение к этому Дмитрий Сысоев отметил, что в процессе решения проблем связанных с высоким дефицитом IT-кадров необходимо не “переманивать” работников из других компаний, а активно инвестировать в развитие собственных специалистов. Эксперт добавил, что НОРБИТ сотрудничает с вузами, регулярно проводит обучение для своих сотрудников в региональных офисах, проводит регулярные стажировки и разрабатывает собственные программы повышения квалификации.
Распространению российских BI-продуктов на новых рынках могут также способствовать меры государственной поддержки, выработкой которых сейчас занимается Минцифры. Так, в начале сентября ведомство начало изучение предложенного разработчиками “Руссофт” плана развития экспорта российского ПО.
В документ вошли следующие положения: включение экспорта IT-решений в приоритетные задачи нацпрограммы “Цифровая экономика”, формирование единого каталога платформенных решений, распространение отечественного ПО через институты торговых представителей, службы “Цифровые атташе”, а также создание механизма зачета входящего НДС для зарубежных поставок отечественных программных продуктов и цифровых услуг, схожего с тем, который уже действует в отношении товаров.