Российско-турецкий товарооборот всегда был достаточно высоким, однако в последние месяцы этот показатель показывает рекордную динамику. Так, по итогам этого года, пишет РБК+, по оценкам главы Российско-турецкого делового совета Наки Карааслан, он может достичь $60 млрд, что практически вдвое больше уровня 2021-го.
«По мере развития параллельного импорта, в Россию ввозят товары производства тех стран, которые отказались поставлять их в РФ напрямую, кроме того, ввозят товары из дружественных стран в качестве замены», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Среди грузов встречаются товары самого разного характера – строительные материалы, зерно, металлопродукция, энергоносители, машины, оборудование.
В Россию грузы поступают по трем путям, соответственно трем разным видам транспорта. Ж/д маршрут по дорогам Восточного полигона действует на полную мощность и практически полностью загружен.
На автомобильных дорогах не хватает инфраструктуры, к тому же скапливаются немалые очереди на границе, в особенности на КПП «Верхний Ларс», — что приводит к увеличению сроков доставки.
Путь по морю сейчас активно развивается, однако очередь на погрузку контейнеров может занять до 7 дней.
«Крупные логистические операторы изучают данное направление, видя в нем возможности для диверсификации бизнеса, — говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Запуск «Деловыми Линиями» доставки мебели, стройматериалов, спортивных товаров из Турции — наглядное тому подтверждение. В то же время, затратность транспортировки может серьезно разнится от веса и габаритов, что в меньшей степени характерно для зерна или угля».
«Сейчас много европейских товаров попадают в Россию именно через Турцию благодаря ее географическому положению, поэтому это направление особенно востребовано. Рост спроса способствует поиску новых логистических маршрутов и расширению перечня услуг», — подтверждает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.
«Из недостатков я бы назвал закрытость акватории Азовского моря для движения по нему кораблей с импортными грузами. Поэтому поток товаров из Турции идет через порты Черного моря, что с одной стороны уменьшает маршрут водным путем, с другой – удлиняет транспортировку по суше», — добавил Леонид Хазанов.