Проблема связанная с подготовкой инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий существует в России уже много лет. Острый дефицит наблюдается в крупных промышленных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и др. Организациям требуются специалисты, имеющие знания и опыт разработки и внедрения цифровых решений.
Директор департамента цифровой трансформации машиностроение ЛАНИТ Александр Романов рассказал, что разрыв между профессиональными возможностями молодых специалистов и потребностями отрасли тесно связан с нацеленностью крупнейших машиностроительных холдингов на непрерывное увеличение уровня применения современных передовых технологий на производстве. Эксперт уверен, что крупные ИТ-компании могут способствовать решению данной проблемы, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства.
ЛАНИТ практикует несколько форм обучения. Классическая форма — академические программы разработанные специально для университетов с учетом их запросов и отраслевой специфики.
Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 уже много лет существует отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Академическая программа курса базируется на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования, который позволяет студентам освоить технологии создания электронного макета изделия с применением CAD, CAE и PLM-систем.
Как утверждает Александр Романов, цифровое проектирование необходимо осуществлять бесшовно, а для сокращения цикла разработки методологией предусмотрено параллельное проектирование, предполагающее совместную работу всех пользователей в единой среде. Это позволяет минимизировать число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий.
“Тому, как должны работать конструктор, технолог, как они взаимодействуют между собой, как работать в системе мы и учим студентов. Также обучаем, как работать в PLM-системе. В результате студентам становится ясно, для чего выполняются определенные действия, кажущиеся им на первый взгляд “лишними”, и каким образом все необходимые операции реализуются в системе”, — рассказал эксперт.
Вторая форма обучения, проектная, имеет максимальное сходство с процессом работы на настоящем производстве. Один из самых интересных примеров — проект Formula SAE. Это международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, которые проходят уже более 40 лет. С 2012 года в проекте участвует команда МГТУ им. Н.Э. Баумана — Bauman Racing Team. Студенты проектируют и изготавливают гоночный болид для его испытания на трассе, благодаря чему за год им удается отследить весь жизненный цикл изделия. Подобные проекты, убежден эксперт, предоставляют условия для отработки собственной методологии, а также проверки эффективности методов, отлаженных для больших предприятий, в процессе работы в маленьких проектных бюро. “Решение перейти именно на методологию проектирования с использованием CAD, CAE и PLM-систем команда Bauman Racing Team приняла еще в 2017 году, и с тех пор постоянно совершенствуется в их использовании”, — заметил Александр Романов. С момента начала работы в проекте команде Formula Student удалось полностью перейти от разрозненных программных средств к использованию единой PLM- системы, а также внедрить подходы проектирования “сверху-вниз” для повышения актуальности и достоверности информации об изделии.
Еще один интересный пример — проект по оцифровке нескольких изделий, разработанных заказчиком ЛАНИТ. В проекте были задействованы учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ, а также сотрудники предприятия, которые стали наставниками студентов.
Для полной оцифровки двух сложных и крупных изделий, а также исправления ошибок в документах группе из двадцати человек понадобилось менее двух лет. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”, — поделился Александр Романов.
В данный момент деятельность ЛАНИТ направлена на наращивание опыта поддержки инженерного образования и последующее масштабирование обучения. Для решения этой задачи компания поддерживает сотрудничество с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — утверждает Александр Романов.
Параллельно с этим ЛАНИТ планирует организацию совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по созданию специализированного устройства для нового поезда.
Еще один новый партнер ЛАНИТ – Уральский федеральный университет (Екатеринбург). Проект, в котором задействовано множество предприятий региона, направлен на создание на базе университета передовой инженерной школы.
Также эксперт подчеркнул значимость государственной поддержки в контексте создания новых образовательных площадок: “Шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая нацелена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями”.