Новые транспортные коридоры, хабы, маршруты, партнёры и виды транспорта – все это принёс прошлый год. Экономико-политический фон поменялся кардинально во время 2022-го, и бизнес, в том числе перевозчики грузов, должны были максимально быстро адаптироваться к новым условиям – и при этом продолжать удерживать стабильно за собой свою нишу.
Несмотря на санкции, торговля с Европой не сошла полностью на нет. Согласно статистике рынка, весной прошлого года объемы поставок в рамках импорта и экспорта упали почти вдвое, но уже к осени показатели отыграли назад и сократили отставание сначала до 30%, а затем до 15-20%.
Раньше страной-посредником между Россией и Западом была Финляндия. Однако, с учётом общего смещения вектора с севера и запада на юг и восток, теперь эту роль примерила на себя Турция.
«Турция взяла на себя функцию транзитного моста между Россией и Европой. Пути прекрасно работают, в нашу страну привозятся товары разных категорий — от товаров народного потребления и продуктов питания до станков, высокоточной электроники, запасных частей для автомобильной и сельскохозяйственной техники, сырья», — подтверждает Фарид Мадани, генеральный директор группы компаний «Деловые Линии».
Для перевозок используются водные виды транспорта, а также автомобильный. Не всегда мощности погранпереходов справляются с возросшей нагрузкой, однако сейчас проводится активная работа по их расширению и укреплению. К примеру, пункт в Верхнем Ларсе стабильно перегружен, однако в ближайшее время власти Грузии намерены переделать его и увеличить число полос для проезда автотранспорта с 12 до 40.
Если Турция сейчас несёт основную нагрузку на южном направлении, то на восточном – аналогом является Китай. Приграничная инфраструктура также оказалась не готова к всплеску логистической нагрузки – и сейчас трансформацию претерпевают как сухопутные переходы, так и порты.
«Проблемы со скоростью обработки судов и их простоями на рейде связаны с тем, что ушедшие морские линии были заменены небольшими судами китайских компаний. Поэтому теперь, при меньшем количестве контейнеров, требуется больше времени на их выгрузку, — отмечает Николай Ольшанский, генеральный директор транспортной компании ModernWay. — Однако на примере грузов, перевозимых нашей компанией, можно отметить плавный переход китайского импорта от преимущественно товаров народного потребления к промышленной продукции, от запчастей — к машинам и оборудованию, электронике».