В Федеральной нотариальной палате подсчитали — за неполный квартал этого года количество дистанционных сделок уже превысило показатель всего первого года их существования.
Россияне быстро распробовали новую возможность и пользуются ею широко: покупают в дистанционном формате недвижимость, заключают сделки, касающиеся бизнеса, делят имущество, договариваются об алиментах и т.д.
На сегодняшний день самые активные пользователи нотариальной «дистанционки» — представители бизнеса.
«Стабильно востребованы дистанционные сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, когда стороны находятся в разных городах или регионах, — поясняет ФНП. — Сделки по отчуждению долей в уставном капитале — экстерриториальны. То есть не привязаны к месту нахождения юридического лица, в уставном капитале которого отчуждается доля, в отличие от сделок по отчуждению недвижимого имущества. Есть практика, когда организация зарегистрирована в одном месте, например, в Краснодаре. Участник ООО, который продает долю, — в другом городе, например, в Москве. А покупатель — в третьем, допустим, в Екатеринбурге. В таком случае дистанционную сделку по отчуждению доли в ООО могут удостоверить нотариусы Москвы и Екатеринбурга».
Принципиально, что нотариальная дистанционная сделка столь же надежна и безопасна, что и обычная. Все предусмотренные законом процедуры сохраняются и при этом формате: нотариусы подтверждают личности сторон, проверяют их реальную волю, разъясняют последствия сделки, собирают информацию, в том числе из государственных баз данных, проводят правовую экспертизу сделки и готовят единый проект договора.
Еще один бонус: в дистанционной сделке может участвовать неограниченное количество сторон. Это удобно, когда в организации много учредителей из разных регионов.
Кстати, эксперты говорят о том, что сферу применения нотариальной «дистанционки» нужно расширять. Например, использовать его для удостоверения решений органов управления ООО.