Рынок логистики в России активно развивается, особенно на Северо-Западе. Здесь увеличиваются объёмы и дальность перевозок. Эксперты отмечают, что при транспортировке грузов в зимний период необходимо учитывать ряд особенностей.
Рост рынка
По данным Росстата, за январь–октябрь 2024 года тоннаж всех видов перевозок в России составил 7941,3 млн тонн, что на 431,2 млн тонн больше, чем за аналогичный период 2023 года. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что это свидетельствует о развитии отрасли и востребованности услуг доставки.
Рост грузовых перевозок связан с переориентацией России на торговлю со странами глобального юга и расширением экономического сотрудничества с ними. Также на увеличение производства и, соответственно, доставки сырья и готовой продукции на предприятия повлияла программа импортозамещения.
Кроме того, модернизация инфраструктуры отрасли позволяет увеличивать скорость и грузоподъёмность транспорта, а также расширять количество маршрутов.
Зимние перевозки
Зима создаёт дополнительные вызовы для грузоперевозок. Директор-эксперт практики «Управление цепями поставок» компании «Рексофт Консалтинг» Валерий Решетников приводит данные Business Continuity Institute: 35% сбоев в поставках происходят из-за неблагоприятной погоды. Поэтому при подготовке к зимнему сезону важно учитывать риски и возможное влияние изменений при планировании.
Одним из основных аспектов, которые необходимо учитывать при перевозках зимой, является увеличение и сложность прогнозирования сроков доставки. Например, в 2023 году сильные морозы увеличили время перевозки из Китая по железной дороге на пять–семь дней, что создало дополнительные сложности для ретейлеров.
Также зимой у автотранспорта возрастает расход топлива, появляется необходимость использования специализированного, например, теплоизолированного прицепа.
Логистические компании сообщают о сохранении тарифов на перевозки в холодный период. Однако представители бизнеса отмечают, что в этом году удаётся зафиксировать цены на такие услуги.
Что учесть при транспортировке
В ГК «Деловые Линии» подчёркивают, что особенно внимательно в зимний период стоит относиться к перевозке БАДов, медтоваров и косметики. Важно, чтобы груз был тщательно упакован.
«Воздушно-пузырьковая плёнка не только предотвращает удары, но и какое-то время сохраняет температуру, защищая от замораживания. Аналогичная ситуация с хрупким оборудованием из стекла, которое нужно защитить не только от повреждений с помощью жёсткой упаковки, но и от резких перепадов температуры», — подчёркивают в ГК «Деловые Линии».
Мария Бучина, руководитель отдела логистики компании «ПрофХолод», отмечает, что повышенный спрос на продукцию компании наблюдается весной и осенью, а в зимний период есть небольшой спад. Однако на объём отгрузок этот фактор влияет незначительно, так как многие компании покупают сэндвич-панели зимой, а строительство начинают с приходом весны.
При выборе перевозчика стоит обращать внимание на дополнительные услуги, а также наличие собственного автопарка и тёплых складов. Это особенно актуально в зимний период.
Современные технологии также могут помочь при перевозках в холодное время года. Системы, обеспечивающие оперативное отслеживание статуса перевозки, позволяют своевременно корректировать планы.
Корректировка маршрута поможет сэкономить время в случае непредвиденных ситуаций на дорогах. Когда у компании собственный автопарк, это даёт возможность быстро вносить изменения в маршруты при форс-мажорных обстоятельствах.
По прогнозам экспертов, в следующем году рынок грузоперевозок продолжит расти. Расширение взаимодействия со странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки может привести к появлению новых маршрутов по доставке экспортных и импортных грузов, переходу части грузоотправителей на другие виды транспорта и увеличению количества интермодальных перевозок.