На современном российском рынке услуги тестирования программного обеспечения крайне востребованы, а конкуренция среди компаний, оказывающих данные услуги, достаточно высокая. TAdviser поговорил с экспертами бизнеса из разных отраслей, обладающего значительным опытом в области тестирования. Компании “ЛАНИТ Экспертиза” (входит в группу ЛАНИТ) и Группа Т1 выступили партнерами обзора состояния сферы услуг тестирования ПО в России.
По данным опроса, проведённого TAdviser, услуги тестирования ПО наиболее распространены в сферах крупного бизнеса, в социально-значимых проектах, где наличие дефектов может отрицательно сказаться репутации компании, а также привести к экономическим потерям.
Ключевые заказчики услуг тестирования ПО — финансовый сектор, ритейл, телеком, производство и госсектор.
За последние годы общий тренд на цифровизацию спровоцировал увеличение популярности услуг тестирования, к которым организации обращаются в ходе создания и внедрения новых решений и цифровых сервисов. А в 2022 году еще одним важным фактором стал переход на отечественные системы, который зачастую проводится в экстренном режиме. Он предполагает большой объем работ, связанных с тестированием софта.
Согласно опросу, проведенному TAdviser, крупные компании из финансового сектора, ритейла и телекома движутся в сторону наращивания внутренней экспертизы и ресурсов в области тестирования ПО. Параллельно с этим, существует ряд задач, для решения которых предпочтительнее использовать аутсорсинг. Например, когда необходимо ускорить процесс тестирования, или требуется узкоспециализированная экспертиза, которой недостаточно внутри компании.
В последнее время на российском рынке выделился курс на усиление внутренней ИТ-разработки в крупном бизнесе, который повлек за собой тренд на инсорсинг тестирования. По словам представителей “М.Видео-Эльдорадо”, с 2020 года объемы тестирования ПО в компании увеличились примерно в 2,5 раза, что сравнимо с показателями роста объемов внутренней разработки.
Однако услуга аутсорсинга тестирования по-прежнему остается востребованной.
“Заказчики обращаются к нам, когда нужно провести масштабирование команды в короткие сроки или если загрузка специалистов по тестированию неравномерная”, — говорит генеральный директор “ЛАНИТ Экспертизы” Алена Горшкова. Также, добавила она, популярным запросом является выстраивание процессов по автоматизированному и нагрузочному тестированию.
В большинстве случаев тестирования ПО направлено на мониторинг ошибок и контроль соответствия программного продукта требованиям. Анастасия Аулова, руководитель отдела Центра компетенций прикладных решений Т1 Интеграция, отметила, что зачастую заказчик ожидает от тестировщиков не только решения стандартных задач, но и выявления и предотвращения потенциальных технических и репутационных рисков.
Анастасия Аулова убеждена, что в ближайшем будущем спрос на услуги по тестированию будет стабильно высоким, а в условиях активного перехода на российские решения рынок тестирования ПО будет охватывать все больше отраслей и направлений, что приведет к росту числа заказчиков.
Генеральный директор “ЛАНИТ Экспертизы” Алена Горшкова заметила, что некоторое время назад банковская и ритейл сферы выступали основными заказчиками услуг тестирования и получали за счет этого конкурентные преимущества. В данный момент активно использовать возможности тестирования стали компании государственного сектора, что определило значительный рост рынка. “Исследование, проведенное редакцией TAdviser, очень актуально: оно впервые подробно описывает подходы российских заказчиков к выбору технологий и инструментов тестирования, а также модели их использования, дает представление о трендах рынка и потребности его игроков в кадрах”, – резюмировала эксперт.