В текущем году тенденции рынка электронной торговли свидетельствуют о взрывном увеличении интернет-покупок и удвоении доставки товаров через цифровые платформы. Преобладает транспортировка товаров к ведущим онлайн-ретейлерам. В то же время, конкурентоспособность продавцов увеличивается в связи с использованием мультиканальных стратегий продаж, что дает возможность привлечь больше покупателей. Потребители становятся более экономными и вдумчивыми в выборе продукции. Поставщики, в свою очередь, обеспокоены быстротой обработки и доставки товаров, отчего сотрудничество с логистическими операторами становится эффективным методом для снижения операционных затрат.
Электронный рынок России в этом году зафиксировал 23-процентный скачок по сравнению с прошлым годом, хотя все еще отстает от мировых стандартов электронной торговли, что указывает на потенциал дальнейшего роста. Эксперты отмечают подобную тенденцию. Исследовательское бюро Data Insight указывает, что наибольший прирост на электронном рынке продемонстрировали крупнейшие универсальные платформы, особенно Wildberries и Ozon, которые взлетели на 77% всех онлайн-заказов по итогам первого полугодия. Маркетинговый анализ показывает потрясающий прирост в динамике доставок — свыше 2,5 миллиарда отправлений было доставлено в прошлом году, что на 56% больше, чем в предыдущем, и рост продолжается.
В текущей ситуации увеличилась роль рынка маркетплейсов, обогнав темпы онлайн-ритейла материальных товаров и достигнув приблизительно 50% в третьем квартале. Рост таких площадок, как Wildberries и Ozon, в этот период стал еще заметнее. Подтверждается это и тем, что потребность на складские мощности растет, по словам директора «Инфолайн-Аналитики» Михаила Бурмистрова.
Логистические компании также ощутили увеличение спроса на свои услуги: так, по данным аналитиков компании «Деловые Линии», количество перевозок для онлайн-ретейлеров выросло на 104% по сравнению с прошлым годом.
«Сейчас для клиентов важна не только скорость доставки, но и оперативность оформления заказа. Поэтому мы упростили форму заявки для поставщиков: теперь оформление доставки занимает всего одну-две минуты»,— уточнили в ГК «Деловые Линии».
Помимо стандартных каналов связи, компании тестируют новый формат выделенной линии поддержки в Telegram, WhatsApp, «ВКонтакте». Это продиктовано потребностью селлеров. Активно развивается возвратная логистика — перевозка товаров со склада торговой площадки обратно поставщику.
«Причины возврата товара могут быть разными: ассортимент не успел реализоваться за сезон, выявлен брак, отгрузили больше, чем было необходимо. В этом случае мы оперативно забираем груз со склада, перенаправляем его в другие точки сбыта или доставляем на склад клиента или на наш терминал»,— поясняют в ГК.
Онлайн-торговля завоевывает все большую популярность, в частности, за счет уменьшения доли крупных городов, таких как Москва, Московская область и Санкт-Петербург, в общем итоге продаж. Крупные игроки стремятся развивать свою инфраструктуру в регионах, что ведет к созданию новых рабочих мест и улучшению сервиса. Несмотря на увеличение общих объемов продаж, средний чек остается неизменным или даже снижается, так как покупатели стали делать заказы мелкими партиями, но чаще, отмечает Дмитрий Завьялов из РЭУ имени Плеханова.
В связи с возросшими темпами и изменениями в потребительских предпочтениях, тактика работы продавцов и онлайн-магазинов видоизменяется. Постепенно претерпевают изменения и стратегии коммерческих недвижимости, спрос на складские комплексы растет, как отмечает IBC Real Estate.